НОВОСТИ, СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ
Пресс-центр
Рекламная полиграфия: что изменилось за прошедший год
03.03.2014
Портал ADVmarket.ru продолжает подводить итоги прошедшего года в сфере рекламы. О ситуации, которая сложилась в сфере рекламной полиграфии, редактору портала Андрею Тарутину рассказал начальник отдела продаж компании «Первый полиграфический» Денис Алексеев.
- Денис, что происходило с ценами на полиграфическую продукцию в 2013 году?
- Большое влияние на стоимость печати в 2013 году оказало колебание курса евро. Даже несмотря на то, что в прошлом году в отличие от предыдущих лет цены на бумагу поставщики не пересматривали, конечная стоимость для потребителей увеличилась. Поскольку 50-70% себестоимости продукции составляет бумага, закупаемая в Европе, по итогам года стоимость готовой продукции выросла в среднем на 3-7% только за счёт изменения курса валют.
Это же касается и остальных полиграфических материалов. Мы импортируем все расходные материалы, используемые при печати – краски, лаки, клей, так как на рынке нет российских аналогов требуемого качества. Но на конечной стоимости печати изменение цен на расходные материалы сказывается в меньшей степени, так как они оставляют не более 10% производственных затрат.
Вообще, говорить о ценах в сегменте ролевой печати сложно. Стоимость производства тиража зависит от многих факторов помимо параметров самого заказа – какие материалы используются, на каком оборудовании будет осуществляться каждая операция, есть ли дополнительная отделка, необходим ли ручной труд. Поэтому бюджет на печать просчитывается индивидуально не только для каждого издания, но и для каждого нового тиража одного и того же заказа. Если с типографией нет долгосрочного партнёрства на особых условиях, то заказчик будет получать новую цену на каждый свой заказ. Эта разница может быть ощутимой, например если сильно изменился валютный курс.
- Изменилось ли количество заказов по сравнению с 2012 годом?
- Все издания, выпускаемые на «Первом полиграфическом», можно условно поделить на две группы – издательские и рекламные. Динамика в этих видах печатной продукции различается.
Издательский сегмент уже не первый год показывает снижение тиражей и уменьшение количества выпускаемых наименований. В 2013 году свою лепту в эту тенденцию внёс и запрет на рекламу алкоголя и табачных изделий: некоторым журналам, для которых это было основной статьёй дохода, даже пришлось закрыться.
А в рекламных печатных изданиях ситуация обратная – как по количеству, так и по тиражности такие заказы занимают всё большую долю. В 2013 году на 15-20% увеличились объёмы заказов печатной продукции туристическими агентствами, мебельными компаниями. Активно растут тиражи рекламно-ассортиментных каталогов торговых сетевых ритейлеров, некоторые из которых увеличились в несколько раз. В результате, в общей сложности доля ритейлеров в нашем портфеле заказов увеличилась на 30-40%.
- Есть ли изменения в предпочтениях заказчиков полиграфической продукции?
- Мы печатаем журнально-каталожные издания больших и средних тиражей, поэтому я могу говорить о предпочтениях заказчиков только в этом сегменте. Для оптимизации бюджета на печать многие издания снижают плотность бумаги. Так, например, издание, выпускавшееся на бумаге плотностью 115 гр/м, перешло на бумагу 90 гр/м., что дало ему около 5% экономии.
Меньше стало нестандартной послепечатной отделки – вкладок, вклеек, выборочного лакирования, ламинации и т.д. Если раньше в глянцевом журнале было от 3 до 5 рекламных вклеек с дополнительной отделкой, теперь максимум одна-две и без дорогой послепечатной обработки. В некоторой степени это также отголоски изменений в рекламном законодательстве.
- А если говорить о поведении заказчиков?
- По сравнению с предыдущими годами можно отметить, что заказчики стали больше внимания уделять экономии на печати. Сейчас заказчик всё чаще запрашивает стоимость печати несколько видов форматов издания для выбора наиболее выгодного при производстве, уточняет параметры печатных машин, консультируется с нами при выборе бумаги и определении оптимального формата издания.
Например, изменить формат издания на 3-5 мм сегодня уже не проблема, если это даст существенную экономию в стоимости печати. На какую сумму такое решение уменьшит конечную стоимость зависит от плотности бумаги и объема блока, но в среднем даже минимальное изменение формата может снизить производственный бюджет на 1-2%, что в совокупности с другими способами оптимизации дает хорошую экономии на производстве.
- Произошли ли какие-нибудь изменения в сроках выполнения заказов?
- Сроки исполнения заказа всегда были важным критерием выбора поставщика полиграфических услуг, независимо от ситуации на рынке или вида печатной продукции. Заказчик всегда стремится оставить как можно больше времени на подготовку материалов, сбор рекламы, предпечатную подготовку. Здесь никаких изменений в предпочтениях не наблюдается.
Типографии, отвечая на потребности заказчиков, пытаются сократить сроки производства. Но в силу сложности полиграфического оборудования и технологических требований производства сделать это можно только с помощью каких-то внутренних резервов типографии. Здесь даже на качестве сэкономить не получится: любой заказ должен пройти все стадии производства от вывода печатных форм до отгрузки упакованных пачек, длительность каждой из которых зависит от размера тиража и наличия дополнительных операций.
Поэтому в типографии, может быть в большей степени, огромное значение имеет производственное планирование. Например, благодаря грамотному составлению производственного графика может быть оптимизировано время переналадки оборудования между заказами и минимизировано время ожидания печатными полуфабрикатами следующей стадии обработки.
Интервью взял: Андрей Тарутин, ADVmarket.ru
К списку новостей